Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Поиск
Версия для слабовидящих

Герои Великой Отечественной войны

01.11.2019

Герои Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы Екатеринбурга

Скачать

Николай Кичигин родился в 1913 году в Екатеринбурге. В 40-х воевал с финнами, тогда же получил звание героя СССР за то, что вынес товарищей из подбитого танка и уничтожил несколько десятков врагов.

За годы на фронте во времена ВОВ Николай Кичигин получил ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, ряд медалей. Кичигин скончался 3 июля 1993 года, похоронен в Екатеринбурге.
 

 

 

 

 

Михаил Одинцов, имя которого теперь носит сквер на Мира — Ленина, родился в 1921 году, уже с 17 лет он пополнил ряды Красной армии. С октября 1940 года был летчиком, командиром летного в 226-м ближнем бомбардировочном полку, оснащенном самолетами Су-2.

На фронтах ВОВ Одинцов был с июня 1941 года, уже через месяц получил первые ранения. Но боевые травмы героя не сломили: Михаил Одинцов научился управлять самолетом травмированной рукой. На Ил-2 он воевал до самой Победы.

За Михаилом Одинцовым — 14 сбитых самолетов противника, 215 боевых вылетов.

 

 

Страсть Григория Речкалова к самолетам началась одновременно со студенчеством: будущий герой учился в фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода, когда попал в кружок планеристов. На фронт он попал после военной школы летчиков. За первый месяц войны он сбил 3 вражеских самолета, был ранен сам, но привел самолет на аэродром. 24 мая 1943 года ему было присвоено звание героя Советского Союза.

К июню 1944 года заместитель командира полка Григорий Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях и сбил лично 48 самолетов противника и 6 в группе.

Всего за время войны летчик совершил 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Григорий Речкалов скончался в декабре 1990 года в Москве, похоронен рядом с матерью в окрестностях Екатеринбурга.

Николай Гастелло

Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.

Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.

Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Валя Котик

Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.

Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.

С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.

«Рев моторов становился громче — машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты… Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов», — так описывает этот первый бой советский учебник. Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Кузнецов

С начала Великой Отечественной войны Николай Кузнецов был зачислен в четвертое управление НКВД, главной задачей которого являлась организация разведывательно –диверсионной деятельности в тылу врага. После многочисленных тренировок и изучения в лагере для военнопленных нравов и быта немцев, под именем Пауля Вильгельма Зиберта, Николай Кузнецов был направлен в тыл врага по линии террора. Сначала спецагент вел свою тайную деятельность в украинском городе Ровно, где находился рейх комиссариат Украины. Кузнецов тесно общался с вражескими офицерами спецслужб и вермахта, а также местными чиновниками. Вся добытая информация передавалась в партизанский отряд.

Одним из примечательных подвигов секретного агента СССР было взятие в плен курьера рейхскомиссариата майора Гаана, который перевозил в своем портфеле секретную карту. После допроса Гаана и изучения карты выяснилось, что в восьми километрах от украинской Винницы был сооружен бункер для Гитлера. В ноябре 1943 г. Кузнецову удалось организовать похищение немецкого генерал-майора М. Ильгена, который был прислан в Ровно для уничтожения партизанских соединений.

Последней операцией разведчика Зиберта на этом посту стала ликвидация в ноябре 1943 г начальника правового отдела рейхскомиссариата Украины оберфюрера Альфреда Функа. После допроса Функа гениальный разведчик сумел добыть информацию о подготовке убийства глав «Большой тройки» Тегеранской конференции, а также сведения о наступлении врага на Курской дуге. В январе 1944 г Кузнецову было приказано вместе с отступающими фашистскими войсками отправиться во Львов для продолжения своей диверсионной деятельности. В помощь агенту Зиберту отправили разведчиков Яна Каминского и Ивана Белова. Под руководством Николая Кузнецова были уничтожены во Львове несколько оккупантов, например, глава канцелярии правительства Генрих Шнайдер и Отто Бауэр.

К весне 1944 г немцы уже имели представление о засланном в их среду советском разведчике. Ориентировки на Кузнецова были посланы во все немецкие патрули Западной Украины. В результате он и два его товарища приняли решение пробиваться к партизанским отрядам или выйти за линию фронта. Девятого марта 1944 г., вблизи от линии фронта, разведчики столкнулись с бойцами украинской повстанческой армии. В ходе завязавшейся перестрелки в с. Боратин все трое были убиты. Предполагаемое место захоронения Николая Ивановича Кузнецова было найдено в сентябре 1959 г в урочище Кутыки. Его останки перезахоронили на холме Славы в г. Львове, 27 июля 1960 г. 

Григорий Бахчиванжи — советский лётчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза (1973, посмертно).

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился 7 февраля 1909 года в станице Брыньковской Краснодарского края. В родной станице он успел окончить 7 классов школы, после чего его семья перебралась в город Жданов (ныне Мариуполь).

Работать Григорий Яковлевич начал в 1925 году в литейной мастерской. Затем он трудился помощником машиниста на станции Ахтари, а еще успел поработать слесарем на строительстве металлургического завода имени Ленина.

В 1931 году Бахчиванджи был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и сразу же попросился в авиацию. В том же году он окончил школу младших командиров, потом школу техников по авиавооружению. С 1932 года вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков.

После получения диплома авиатехника Григорий Яковлевич подал рапорт с просьбой о зачислении в Оренбургскую летную школу, которую окончил в 1935 году. В полк он прибыл прямо со школьной скамьи и сразу же продемонстрировал офицерам прекрасную технику пилотирования любых типов самолетов и уверенные знания об устройстве воздушных судов: двигателей, бортового оборудования, тормозных систем и других механизмов. Кроме того, неплохо разбирался Бахчиванджи и в оружии, применяемом в авиации.

Григория Яковлевича направили в НИИ ВВС (Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил), где в числе первых заданий ему было поручено испытание современного оружия — реактивных установок на самолете. Это вооружение через какое-то время было применено в боях на Халхин-Голе.

Когда началась Великая Отечественная война Бахчиванджи в первые же дни ушел на фронт. Сражался в составе истребительно-авиационного корпуса особого назначения. Совершил 65 боевых вылетов, уничтожил 10 самолетов противника, дослужился до звания командира боевой эскадрильи.

В августе 1941 года Бахчиванджи был отозван с фронта на Урал для испытаний первого советского реактивного самолета «БИ-1». В феврале 1942 года на испытательном стенде произошел взрыв двигателя. Кресло пилота сорвалось с петель, и Бахчиванджи ударился головой о приборную панель. Но это не заставило его отказаться от испытаний, и вскоре он с еще большей настойчивостью включился в работу и уже в мае 1942 совершил первый в мире полет на самолете «БИ-1». Старт был произведен с аэропорта Кольцово.

Григорий Бахчиванджи погиб 27 марта 1943 года. Задание испытательного полета предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 километров в час на высоте около 2 километров. Первые 78 секунд полет шел нормально, но после отключения двигателя самолет, достигший скорости 900 километров в час в горизонтальном полете вошел в пике под углом 50 градусов и разбился о землю. Катастрофа произошла в 6 километрах южнее аэродрома.

Григорий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток, недалеко от аэропорта Кольцово. В 1963 году на его могиле установили обелиск.

28 апреля 1973 года летчику-испытателю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник герою установлен в поселке Кольцово, а на территории аэропорта стоит памятная доска. На территории воздушной гавани Екатеринбурга также можно увидеть памятник первому советскому реактивному самолету «БИ-1», который пилотировал Бахчиванджи. Его имя носит улица и школа №60 в Екатеринбурге.